Россия на фоне остальных экономик мира

Сергей Гиевский, аналитик,

специально для «Деловой округ. Восток»

В отличие от кризисов 1998 и 2014–2015 годов нынешний кризис глобален и в той или иной степени затронул всех. Для России ситуация в целом не катастрофична:

• по сравнению с 5% падения ВВП в 1998 году, 7% в 2009-м и 2,3% в 2015-м ожидаемое в этом году падение около 5,3% не является запредельным;

• уровень инфляции относительно низок – пока что он дер­жится на уровне 4–5% (сравните с 15% в 2015 году и 84% в 1998-м);

• неформальная безработица краткосрочна, но очень вы­сока. Прогноз занятости в 2021 году слабый, рост заработной платы в этом году будет отрицательным, но в 2021 году до­стигнет 3%;

• достижение докризисного уровня ожидается в период с декабря 2021 по март 2022 года.

Этот более определён по времени – замедлившаяся эконо­мика только и ждёт полного завершения карантина, чтобы на­верстать упущенное время. А отдельные отрасли, напротив, по­лучают существенную выгоду от режима самоизоляции и уда­лённой работы.

Самые важные факторы, повлиявшие на рост или падение в отдельных отраслях:

• закрытие международного транспортного сообщения,

• карантин и самоизоляция,

• полная или частичная потеря заработка в наиболее по­страдавших отраслях,

• Массовый перевод работников на удалённую работу,

• умеренный пессимизм в отношении экономики.

Кто наиболее пострадал прежде всего – это бизнес, кото­рому для нормального функционирования необходимо личное присутствие потребителей и который напрямую затронут каран­тином, изоляцией и закрытием границ.

Это весь организованный туризм, как международный, так и внутренний. Гостиницы и крупные туроператоры обладают большим резервом для выживания, в то время как мелкие ту­рагенты рискуют закрыться, если для их владельца это един­ственный род деятельности.

Это транспорт, особенно – авиакомпании, как нацеленные почти исключительно на пассажирские перевозки. Сотрудники авиакомпаний уже столкнулись с принудительными неоплачива­емыми отпусками и сокращениями. Железнодорожный, авто­мобильный и водный транспорт спасают грузовые перевозки, и их работники меньше рискуют потерять заработок.

Это общепит, которому оставили только возможность рабо­тать на вынос.

Это сектор услуг, кинотеатры, театры, концертные залы, по­мещения для коворкинга (падение на 50-90%).

Это промышленное производство. В первом квартале 2020 был рост в 1,1%, а в апреле падение на -6,6%.

Это, наконец, компании, обслуживающие все вышеперечис­ленные, от бухгалтерских и юридических услуг до поставок про­дуктов, топлива, запчастей и т.п.

Падение доходов в вышеперечисленных отраслях повлияло на банки. В целом весной ожидания были негативные, что ска­залось, в частности, на сокращении потребительских кредитов, но выросли банковские вклады.

Пострадала розничная торговля – товары не первой необхо­димости, товары долгосрочного пользования, одежда. В марте розничные продажи выросли на 5,6%, и это лучший месячный показатель за 10 лет. А вот в апреле было падение 23,4%, худший месячный показатель за 25 лет. К примеру, продажи автомобилей упали до уровня 2006 года – 40 тысяч в апреле, 60 тысяч в мае, в то время, как среднемесячный показатель за последние годы составил 135 тысяч автомобилей.

Кто выиграл. Доставка, как курьерская, так и транспортными компаниями. За счет экономии в содержании офисов выиграли компании, в которых возможна удаленная работа. Массовый перевод работников на удаленную работу требует аппаратного и программного обеспечения, размывает периметр защиты – от этого выиграли компании, обеспечивающие информационные технологии и безопасность. Личное общение с клиентами во многих компаниях пришлось срочно уводить в онлайн, это дало преимущество поставщикам программного обеспечения для колл-центров, интернет-торговли и т.п.

По сравнению с пострадавшими отраслями выигравших, мягко говоря, немного, но их опыт подсказывает, за счёт каких мер можно снизить потери при второй волне пандемии, а также то, что непременно надо учитывать в посткризисном мире. Потому что «как раньше» уже не будет. Кризис меняет мир и экономику, возврат назад будет, но не к исходным условиям.

1) Если в вашей компании есть возможность полностью или частично кого-то перевести на удалённую работу, это надо сде­лать. Плюсы: экономия на аренде офисного пространства, ра­ботника уже никак не коснутся никакие ограничения и каран­тины, он сможет выполнять свою работу независимо от ме­стонахождения. Но потребуется решить несколько задач: a) убедиться, что у работников есть компьютеры, интернет и со­товая связь; b) внедрить практику обмена электронными доку­ментами. Электронной почты недостаточно, тут будет удобнее онлайн хранилище, например Google Drive, Яндекс.Диск, DropBox; с) обеспечить безопасность обмена данными. Это ка­сается и чётко прописанных политик по обработке конфиден­циальных документов, и программного обеспечения для DLP; d) пересмотреть KPI работников, периодичность и формы от­чётности. Поскольку удалённого работника можно оценивать только по результату, но никак не по затраченному времени, донести до работника новые критерии оценки, чёткие дед­лайны и задачи; e) решить вопрос с мотивацией работников. Мотивация очень индивидуальна. Кто-то будет работать как обычно, кто-то расслабится, кто-то сначала впряжётся в ра­боту, потом выдохнется и потеряет продуктивность. Потребу­ется регулярное общение для обмена информацией как фор­мальной, так и неформальной. Работник должен чувствовать, что, перейдя на удалённую работу, он не перестал быть ча­стью коллектива.

2) Деловое общение также следует по возможности пере­вести в виртуальную среду. Webex, Teams, Zoom и подобные ре­шения обеспечивают многопользовательское общение с воз­можностью видеообмена, демонстрации экрана и чатом. Ви­деовстречи обеспечивают почти такую же продуктивность, что и личное общение, кроме того, они экономят время на дорогу и их гораздо проще назначить. Неважно, где находятся ваши контрагенты в момент встречи – она все равно состоится.

3) Бумажные документы следует продублировать электрон­ными версиями с возможностью электронной подписи. Как минимум, это сэкономит время, позволив документу всту­пить в силу до того момента, когда бумажная версия подпи­сана с обеих сторон.

4) Если вы работаете в потребительском сегменте, пересмо­трите свою политику онлайн-торговли, онлайн-рекламы и до­ставки. Просто сайта и онлайн-магазина уже мало. Нужны вир­туальная демонстрация товара, помощь онлайн-консультанта, видеочат. Если речь идёт об одежде, нужна виртуальная при­мерочная. Если речь идёт о мебели, необходимо показать её в интерьере, в габаритах помещения заказчика. В случае про­дажи автомобилей либо недвижимости нужна возможность обеспечить живой видеопоказ, в ходе которого ваш консуль­тант по просьбе клиента покажет товар со всех сторон. Рас­смотрите все возможные варианты доставки – самовывоз со склада, курьерская доставка, транспортные компании, авто­матические пункты выдачи товара.

Напоследок – немного цифр из материалов международных аналитических групп:

· Рост ВВП составит -5,3% в 2020 и 3,8% в 2021:

· Снижение объемов добычи нефти в рамках сделки с ОПЕК обеспечит снижение промышленного роста в этом году на -5,9% с ростом на 6,0% в 2021 году.

· Инвестиции упадут в этом году на -8,4%, восстановятся на 5,0% в следующем году.

· Апрельское падение составило -9,3% в продуктах питания и -36,7% в товарах длительного пользования.

· Розничный кредитный портфель сократился в апреле 2020 года на 130 млрд рублей по сравнению с предыдущим месяцем, тогда как в апреле 2019 года он вырос на 320 млрд рублей.

· Розничные банковские депозиты показали годовой рост около 10%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *