Ирландия: Весёлая, яркая и такая разная
Если спросить, что вы знаете об Ирландии, то большинство, кроме обязательного Гиннесса, лепреконов, виски и святого Патрика, вспомнит, что «это где-то рядом с Великобританией».

Если спросить, что вы знаете об Ирландии, то большинство, кроме обязательного Гиннесса, лепреконов, виски и святого Патрика, вспомнит, что «это где-то рядом с Великобританией». И если в географическом плане это верно – Ирландия располагается на тех же Британских островах, – то в плане культуры, традиций, национального колорита она бесконечно далека от своих чопорных соседей. И именно этим привлекает множество туристов.
Иван ЗЕЛЕНОВ
Куда, блин? To Dublin!
Дублин с самого первого впечатления завоёвывает ваше сердце. Тут практически нет прямых широких проспектов в тени монументальных громад административных зданий, какие встречаются по всему миру от Чикаго до Берлина или, скажем, Москвы. Изогнутые улочки, пролегающие среди зелени садов Iveagh и парков Сейнт-Стефен- Грин, наполнены уютом, каждый старинный дом ярок и индивидуален, на улицах общая атмосфера расслабленности и умиротворения, которая ощущается особенно сильно на контрасте, если вы прилетаете в Дублин после пересадки в суетливом лондонском аэропорту Хитроу.
При этом город просто наполнен историей, красота старинной архитектуры соперничает лишь со значимостью надписей на памятных табличках. Вот в этом доме жил Оскар Уайльд, а настоятелем этого кафедрального собора, построенного на месте, где аж в V веке Святой Патрик обращал в христианство местных, был Джонатан Свифт. Вот Тринити-колледж, один из семи старейших университетов англоговорящего мира, а вот среди всей этой древности несколько чужеродным элементом вздымается в небо 120-метровый шпиль Монумента Света, самого высокого монумента в мире.

Но Дублин – это не только застывшая история, это прежде всего живая атмосфера праздника, музыки и веселья. На берегах реки Лиффи, с которых открывается впечатляющий вид на мост в виде арфы, вездесущего символа Ирландии, расположена знаменитая улица Темпл-бар, целиком состоящая из пабов. И если днём она пустынна и сонна, то после заката её не узнать. Пабы забиты до отказа (мы привыкли считать, что «забиты до отказа» – это когда заняты все столики, а там это – когда физически невозможно втиснуться, и люди располагаются на улице, каких-то бочках, ящиках и просто на ступеньках), живая музыка льётся из каждого заведения вперемешку с реками пива и Гиннесса (ирландцы настаивают на том, что Гиннесс – это не пиво, а вполне особый напиток).
Стоит ли говорить, что для многих посещение завода Гиннесс является обязательной программой, наравне с попытками приобщиться к ирландским танцам в одном из пабов и обязательной покупкой какого-нибудь сувенира традиционного зелёного цвета? Но если вдруг вы не прониклись атмосферой безудержного веселья и равнодушны к зелёному цвету, возможно, вам стоит наведаться в… Белфаст!
Английское вторжение
Весёлая и яркая современная Ирландия вызывает тем более удивительное впечатление, когда узнаешь, что её история лишена всякой идиллии и наполнена большим числом трагических страниц. И почти все они связаны с противостоянием с Англией. В XVII веке Ирландия была завоёвана Вильгельмом Оранским и до XX века находилась под гнётом британской короны. Выкачивание всех ресурсов, страшные периоды голода в XIX веке, массовая миграция в Новый свет… Неудивительно, что легенда гласит, что после смерти королевы Виктории ирландцы в знак «траура» перекрасили все двери в Дублине в жизнерадостные яркие цвета, и такими они остаются и по сей день. Да, ирландский зелёный и роялистский оранжевый разделены белой полосой перемирия лишь на флаге Ирландии.

Но на острове Ирландия до сих пор остаётся «оранжевый» очаг – Северная Ирландия, являющаяся территорией Британской Короны. Вообще, для нахождения в ней формально требуется британская виза, но на деле проверяемая граница между ней и Республикой Ирландия отсутствует, и даже многие официальные туры предлагают посетить Белфаст, находящийся на её территории.
Различия при въезде в «британскую» часть сразу бросаются в глаза. Дороги становятся лучше, дома – единообразнее, «гарду» сменяет полиция, километры – мили. Вместо роскошных католических соборов предстают строгие протестантские. Разве что движение по-прежнему остаётся левосторонним. И никакого зелёного цвета – только оранжевый! Сам Белфаст тоже предстаёт по-английски холодным, жилистым, индустриальным. Монументальный памятник королеве Виктории перед не менее монументальным зданием городской ратуши. Мемориалы павшим героям Второй Мировой (республика Ирландия тогда сохраняла нейтралитет).
И средоточие истории этого сурового рабоче-портового города – гигантский музей «Титаника», построенного именно на верфях Белфаста. В музее мало личных вещей пассажиров и рассказов об их трагедиях. Это есть в других экспозициях, а этот музей (как отражение самого Белфаста) – про другое, про громовую поступь индустрии, что шагала по планете в начале XX века к светлому будущему. Под грохот паровых машин «Титаника» музейные вагонетки возят вас между исполинскими частями корабля, интерактивные стенды сражают наповал не укладывающимися в голове цифрами и фактами, и во всём этом гимне человеческому прогрессу сквозит сожаление: «Эх, если бы не грянувшие мировые войны…» Гибель «Титаника» – как горький символ истории.
После таких впечатлений, где ты чувствуешь себя маленьким винтиком в огромных стальных механизмах, хочется вновь вернуться в старую добрую Ирландию, да не в столично-дублинскую, а самую что ни на есть захолустную.
50 оттенков зеленого
Древний колорит Ирландии отчасти бросается в глаза ещё в Дублине, так как все административные надписи в нём продублированы на гэльском языке, относящемся к кельтским и не имеющем ничего

общего с романской группой. Что уж говорить, если даже название столицы, Дублина, на гэльском – Baile A’tha Cliath. Как говорится, найдите что-то общее.
Но истинную атмосферу древней страны можно ощутить, только отправившись прочь из Дублина, на Запад, в те территории («гэлтахты»), где вы вовсе не встретите английского языка. Там, среди вековых сакральных рощ и сладковатого запаха торфа (который так удачно передаёт настоящий ирландский виски), вы увидите старинные городки Килларни, Лимерик, Килкени, мрачные средневековые замки Банратти, Бларни, Кашел, ещё более древние круги друидов и доисторические дольмены в долине реки Бойн. А самое главное – вы увидите потрясающую природу этого острова.
Ирландия – очень компактная страна. Едешь час – луга, едешь два – озёра, три – горы, а вот уже и побережье океана. И везде виды, как на картинках. Считается, что у природы этого «изумрудного острова» то ли 40, то ли 50 оттенков зелёного. Высчитать это вряд ли возможно, да и живописных уголков в стране – не счесть. Это и «Тропа великанов» – тысячи шестиугольных базальтовых колонн, сотворённых природой, и «Долина двух озёр» Глен-да-Лох, где снимались эпизоды «Храброго сердца». Вздымающиеся на сотни метров над морем отвесные скалы Мохер, где тоже велись съёмки, но уже «Гарри Поттера». И Ринг оф Керри – маршрут длиной около 150 километров, огибающий полуостров на западном побережье Ирландии, считающийся самый живописным маршрутом этой страны. И это истинно так. Дорога то серпантином вьётся вокруг холмов, то идёт по берегу моря, то ныряет в зелёные долины, устремляясь меж озёр… Всё очень разнообразно. Неизменно лишь одно: от разворачивающихся перед тобой видов захватывает дух.

Словом, впечатлениями «наесться» можно по полной программе. Что касается пищи материальной, то тут в Ирландии всё достаточно стандартно, без особой экзотики. Вышедшие из праздничной крестьянской кухни традиционные блюда – картошка с мясом, овощами и разными приправами. Картофель тут вообще в почёте – это и национальный картофельный самогон рoteen высочайшего класса, и вкуснейший картофельный хлеб. Хлеб в Ирландии разнообразен и вкусен. Но – не хлебом единым живы. Есть ещё что-то питающее нас, что-то в воздухе, в полях, лесах и горах, среди камней древних замков и весёлых ночных толп Дублина. И вот это «что-то» в Ирландии – уникально. За этим стоит вернуться вновь!