Поезд под названием «Меланхолия»

Многие считают, что рок-музыка – дело несерьёзное, годящееся только для подростков. «Вот повзрослеешь, найдёшь себе занятие получше, не всё же с гитарой скакать!» – увещевают своих чад некоторые родители. Зачастую так и выходит: человек получает профессию, устраивается на работу, заводит свою семью – тут уж не до музыки. И лишь иногда грустно вздыхает, вспоминая молодые сумасшедшие годы…
Галина КОНЕВА
Однако есть и те, для кого тяжёлая музыка становится не просто хобби, а настоящим делом жизни. Делом, которое приносит и деньги, и мировую известность. Один из таких людей – Руслан МАСЛЕННИКОВ: гитарист, вокалист, композитор, поэт, основатель и лидер электростальской группы «Melanсholy».
В музыку Руслан пришёл лет в 14–15. Как многие, играл для друзей во дворе на акустической гитаре, но однажды попал на рок-концерт в КЦ им. Васильева – и мир перевернулся с ног на голову. Парень был настолько поражён живым звуком, рёвом электрогитар, разнообразием стилей – от поп-рока до тяжёлого метала, что решил: «Вот это моё». А вскоре у соседа Руслана появилась своя электрогитара, и вместе они начали осваивать новый инструмент. Через некоторое время собрали что-то вроде ансамбля, стали записывать дома на магнитофон с помощью старых советских микрофонов свои первые песни, экспериментировали со звуком, как могли. Прошло несколько лет. Набравшись опыта, решили попробовать свои силы в настоящей рок-группе. Местному коллективу «Angel and Frog» требовались вокалист и гитарист. Ребят утвердили после первого же прослушивания, начались репетиции в том же ДК, где Руслан впервые побывал на концерте. На дворе был 1996 год.

– Здесь раньше располагалась студия Вовы Смирнова «Спринт». Репетировали взрослые, опытные музыканты. На нас, молодёжь, смотрели как на щеглов, но давали рекомендации, наставления, правда, я с ними не очень-то соглашался, не понимал, зачем мне это нужно, – рассказывает Руслан. – Теперь здесь находится моя студия «Mindcrusher Labs Studio», и те же советы я даю молодым музыкантам, которые приходят сюда записывать песни, репетировать или учиться игре на разных инструментах.
Впрочем, пребывание в «Спринте» было недолгим: группа сменила репетиционную базу на более современную, с лучшим оборудованием. Как бывает со многими коллективами, после нескольких концертов «Angel and Frog» распались. Сменив ещё несколько промежуточных ансамблей, в 1998 году Руслан Масленников собрал собственный – «Melanсholy». Днём рождения группы считается 12 декабря, когда состоялся первый концерт. На нём «Меланхолия» сыграла всего три-четыре песни, но публике понравилась и запомнилась.

– Начались концерты в Москве, и весьма успешные. Рок тогда только хлынул в массы, был в диковинку, и на них ходило очень много людей. Интернета не было, и обо всех молодых коллективах узнавали именно на концертах. Поскольку мы играли свой материал, на нас обратили внимание, – говорит музыкант.
В 2000 году состоялась первая профессиональная запись на студии. Пока работали над альбомом, начали происходить изменения в составе группы. Так бывает всегда: когда коллектив делает новый шаг, не все участники оказываются готовыми к переменам. Кому-то заниматься музыкой профессионально мешает основная работа, кому-то – семья, и они уходят. Именно по этой причине «Меланхолия» чуть позже отказалась от женского вокала: женщине гораздо труднее бросить все свои дела и отправиться на гастроли. Вообще же, состав группы менялся несколько раз, за двадцать один год в её рядах побывали около тридцати человек. Сам Руслан называет «Melanсholy» поездом. Он движется, люди заходят на одной станции, едут некоторое время, а потом выходят. Но это не значит, что пути назад нет: со всеми бывшими участниками Руслан старается поддерживать дружеские отношения, и в юбилейных концертах по возможности участвуют музыканты из разных составов.
Но вернёмся к истории. Выпустив первый альбом, Руслан Масленников решил: чтобы добиться чего-то стоящего, необходимо уделять музыке гораздо больше времени, а для этого нужна своя репетиционная база. Тогда он снял помещение в таком значимом для него месте – КЦ имени Васильева. Там группа репетирует и по сей день.

… И жизнь завертелась. Каждые год-два – новый альбом (сейчас их одиннадцать, не считая синглов и ЕР), эксперименты со стилем, многочисленные концерты. Не раз объездили с турами всю Восточную Европу. Выступали на одной сцене с такими именитыми коллективами, как «Kreator», «DragonForce», «Eluveitie» и многими другими. Кстати сказать, ставку на заграничную аудиторию «Меланхолия» сделала не случайно. В нашей стране тяжёлый метал не пользуется интересом у широкой публики, его не крутят по радио, редко можно услышать на фестивалях. Да и организовать тур по России гораздо труднее, чем за границей. Если один раз выступишь в каком-то европейском городе и понравишься организатору, в следующий раз он сделает тебе хорошую рекламу, и все окажутся в выигрыше. У нас же организаторы всегда разные, и ты никогда не соберёшь людей больше, чем в прошлый раз. Да и публика у нас, к сожалению, другая:
– На рок-концерты за границей многие ходят семьями, и это – совершенно обычная вещь. Мне было очень приятно, когда на один наш концерт в Болгарии пришли папа, сын и дедушка. У нас я такого не видел. Если в Европе твоя музыка понравилась человеку, он обязательно подойдёт и купит диск или футболку. А у нас подумает: «Диск мне купить или кружку пива?» И купит пиво.
Однако англоязычные песни и ориентация на выступления за границей не означают, что в России «Меланхолию» не услышать и она никому не интересна. Каждый год группа даёт в нашей стране несколько крупных тяжёлых концертов, а недавно обзавелась вторым составом… акустическим. Вместо барабанов взяли кахон и бубны, вместо электрогитар – акустические, пере- аранжировали свои песни и отправились выступать. Подобный формат не требует большого количества оборудования, поэтому акустическую «Melanсholy» можно услышать и на рок-фестивалях, и на мотослётах, и в небольших клубах. Публике нравится, ведь что бы группа ни делала, она всегда делает это качественно. Все акустические концерты записывались, и из лучших песен составили альбом – с живой энергетикой, которой не даст ни один студийный проект. А сейчас Руслан и его коллеги работают над совершенно уникальной для себя вещью: акустическим альбомом на русском языке. На этот эксперимент они пошли из-за многочисленных просьб поклонников, и сами увлеклись процессом. Альбом планируют выпустить уже к осени.

… Наш разговор с Русланом был долгим и очень интересным. Он рассказал и о том, как сочиняет музыку и тексты, как все вместе прорабатывают детали каждой песни, о важном для группы прорыве – трилогии альбомов (в одном – тяжёлый прогрессивный метал с экстремальным вокалом и мрачной атмосферой, во втором – более гладкое роковое звучание, а третий – инструментальный). Да и о многом другом музыкальном и околомузыкальном, ведь музыка занимает буквально всё время этого талантливого человека. Вот как он сам об этом говорит:
– Если я не на студии, то на гастролях. Я музыкой живу, и я безумен (смеётся). Не каждому подходит мой темп жизни, который с годами не сбавляется.
На прощание я попросила дать совет молодым музыкантам:
– Начинающим я ничего не могу посоветовать: им сейчас сложнее, чем было мне. Сейчас у тебя есть все возможности, но ты никому не нужен, а раньше – наоборот. Время очень изменилось.