Александр Гаврилов: «Иметь в России производство выгодно и рентабельно»

В 2000 году на окраине города Электроугли развернулось строительство завода «Эльф Филлинг» по производству автохимии и автокосметики под брендом «KUDO». Три молодых бизнесмена решили начать выпуск отечественной продукции на собственном производстве. Это было время, когда из-за рубежа массово завозились подержанные машины. Для их содержания и обслуживания предназначалась продукция нового предприятия. В смелых мечтах предпринимателей – наладить производство 100 тысяч баллонов в месяц. Мечты не просто сбылись. В 2019 году, в высокий сезон, было выпущено 4,5 млн баллонов. Что стоит за этим, на первый взгляд, сказочным прорывом? Журнал «Деловой округ. Восток» попытался найти ответ у одного из руководителей группы компаний «Русские технические аэрозоли» Александра Александровича ГАВРИЛОВА. Беседу с ним мы предлагаем нашим читателям.
– Александр Александрович, многие откладывают открытие своего дела до лучших времён, когда положение в экономике страны будет более стабильным. Вы же рискнули заняться бизнесом на смене эпох. Вас не пугала неизвестность?
– Мы были молоды, и, конечно же, определённый авантюризм, присущий возрасту, сыграл свою роль. Но это не было безрассудством. У меня и моих партнёров за плечами было МВТ У имени Баумана. Я по специальности программист систем автоматизированного проектирования. Второе образование получил в Академии внешней торговли. Начинал работать в фирме, которая возила из США автохимию. В 1998 году мы с партнёрами решили самостоятельно заняться импортом этой продукции. Академическое образование, небольшой практический опыт, изучение отечественного и западного рынков помогли нам сделать первые шаги. Но случился кризис, и мы «с размаху» на него напоролись. Но не сломались. Кризис подтолкнул к идее организовать собственное производство. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, насколько всё было зыбко и рискованно. Но тогда засучив рукава мы работали и работали. И только лет через 10 увидели реальные плоды своих трудов. Мы стали каждые два года удваивать наш оборот. Сейчас немного посложнее – удвоение происходит раз в три года. Некоторые направления на рынке уже плотно заняты, приходится искать те, по которым можно ещё расти. Учитывая, что российский рынок во многих отраслях стагнирует, задача непростая.
– Вы говорите о поисках направлений роста в очередной кризисный период. И каковы же результаты этих поисков?
– Приведу в общем-то парадоксальный пример. Лет семь назад мы решили выйти на рынок монтажной пены, рассчитывая, что он будет расти. А он, начиная с 2013 года, начал падать. На сегодняшний момент уменьшился в два раза. Но мы с этого рынка не ушли, а продолжаем увеличивать продажи, вытесняя импортные марки. Политика импортозамещения, провозглашённая на федеральном уровне, сыграла положительную роль. Но главное, наверное, то, что мы предлагаем потребителю монтажную пену, превосходящую по качеству импортные аналоги.
– Компания «Российские технические аэрозоли» уверенно завоевала отечественный рынок, потеснив иностранные фирмы. Нет у вас конкурентов и среди отечественных производителей. За счёт чего достигнут такой результат?
– Наши принципы: использовать самое современное оборудование и новейшие технологии. При этом безопасность труда – на первом месте! У нас опасное производство: работа с очищенным газом, не имеющим запаха. Это заставляет быть предельно собранными, соблюдать технику безопасности безоговорочно. Кстати, обеспечение хранения газа и его технологического использования – самые затратные части производства аэрозолей.

Это, что касается технической стороны процесса. Но, как известно, техника сама не работает. Главное – люди. Их отношение к делу. Когда мы открыли в Электроуглях завод «Эльф Филлинг», наше дочернее предприятие, то первое время половина персонала ходила в курилку. Сейчас курящих единицы. Средняя зарплата по заводу 60 тысяч рублей. Самая низкая на упаковке – около 25 тысяч. К зарплате можно заработать премию до 100%. И это не декларация! Мы посчитали: в среднем по году премия получается 70%. Поэтому никто лишний раз не хочет отвлекаться. Мало того, рацпредложения – не редкость. Мы сознательно не используем дешёвую иностранную рабочую силу. На заводе в основном работают люди из близлежащих городов и посёлков. Они проходят специальное обучение. Текучесть кадров у нас минимальная. И что особенно ценно: весь персонал работает на конечный результат, видя, что от него зависит личная зарплата.
– Александр Александрович, над каждым рабочим местом висят дисплеи. На них все текущие показатели работы персонала: название продукта, сколько сделано с начала смены, какое количество баллонов проходит в минуту и прочее. Это для рабочих или для руководителей?
– Поскольку дисплей расположен так, что виден с любой точки, он – помощник в работе для всех. Это и самоконтроль, и общий технологический контроль на протяжении всей рабочей смены. Удобно и эффективно. Вы обратили внимание, что у нас преобладают автоматические линии. Да и большинство процессов автоматизировано, в том числе установка распылительной головки, колпачка на баллон. Контроль качества тоже отдан технике. Если баллон не соответствует заданным параметрам, он выбрасывается с линии. Три подряд выброса – сигнал к остановке линии и необходимости подключения к работе механиков.
– Что сразу бросается в глаза, когда попадаешь на «Эльф Филлинг», – высокая культура производства. Всё, что называется с иголочки, начиная с разметки по все дворовой территории и кончая внешним видом рабочих. Никакой суеты! И в то же время всё динамично: разливается продукция, комплектуются баллоны, пакуются, перевозятся карами для дальнейшей транспортировки. На ваш взгляд, каковы перспективы развития с точки зрения организации производства?
– Сейчас мы выпускаем объёмы, многократно превышающие те, для которых завод строился. Частично за счёт использования современного оборудования нам удалось «уплотниться». Мы расширили территорию, купив небольшой участок земли по соседству, но этого, явно, мало. Сейчас заканчивается строительство второй очереди завода на территории бывшего Кудиновского завода керамических изделий. Это примерно в километре от «Эльф Филлинг».
Как я уже упоминал, на оборудовании мы никогда не экономили. К примеру, установка, надевающая колпачки на баллоны, стоит 100 тысяч евро. Но представьте человека, всю смену выполняющего эту монотонную работу! Согласиться можно только от безысходности. Да и то, надолго ли хватит сил? Человеческий потенциал надо использовать разумно. Мы стараемся это делать по максимуму. Вот и на новой очереди завода будет всё самое современное, высокопроизводительное и безопасное в эксплуатации.
Вы видели наш склад комплектующих. Его вместимость 800 тысяч баллонов. Он обновляется несколько раз в месяц, но объёмов катастрофически не хватает. Раньше мы завозили баллоны из-за границы. Потом наши поставщики открыли производство в России: в Питере и Вязьме. Сейчас один из поставщиков покупает участок земли рядом с нашей новой площадкой и в течение двух лет собирается начать выпуск баллонов. Такое соседство выгодно и нам, и ему.
– Налицо начало формирования кластера?
– По сути в Богородском городском округе он уже сформирован: кластер аэрозольной продукции. «Эльф Филлинг» – самый крупный производитель аэрозолей. Занимаются здесь выпуском аэрозолей Henkel и ещё три мелких производителя. К этому надо добавить наш дочерний завод, который делает для баллонов пластмассовые детали. Немаловажно, что неподалёку, в Киржаче, находится поставщик очищенного газа, в Старой Купавне – база химсырья. Судя по всему, скоро и баллоны будут выпускаться на территории округа. А ещё на территорию Богородского округа сейчас «заходит» крупнейший производитель монтажной пены – компания SOUDAL. Вместе с ней мы можем полностью обеспечить российский рынок полиуретановой аэрозольной пеной.

– Кроме объёма производства, что ещё характеризует самого крупного производителя аэрозолей?
– Несомненно, это ассортимент. Сейчас мы производим 10 тысяч наименований продукции, около 70% под брендом «KUDO». Мы – локальный производитель. Быстро реагируем на рыночный спрос. Возникла потребность – мы тут же её удовлетворяем. Товар из Китая придёт через 3 месяца, а мы выпустим его на рынок через неделю.
Я считаю, что иметь производство в России выгодно и рентабельно, только делать это надо грамотно. В нашей стране, кстати, не самые большие налоги. Надо отдать должное нынешнему главе правительства РФ господину Мишустину, в недавнем прошлом возглавлявшему налоговое ведомство: подход к налогоплательщикам дифференцированный. Чётко отслеживается исполнительская дисциплина. И если, как в нашем случае, предприятие не допускает нарушений, его не дёргают лишними проверками. Можно так сформулировать наше взаимоотношение с налоговой службой: мы честно платим налоги, а фискальное ведомство честно нас не трогает.
– Под брендом «KUDO» – сотни наименований автокосметики, декоративных аэрозольных лакокрасочных материалов, монтажной пены, силиконовых и акриловых герметиков и множество сопутствующей продукции. Но всё это, как вы сказали, 70 процентов
объёмов, а что составляет оставшиеся 30%?
– Мы выпускаем продукцию под марками заказчиков. Есть международные бренды, есть отечественные. Это свидетельство доверия нашему производству. Недавно мы начали сотрудничество с «Леруа Мерлен», выпускаем аэрозольную краску под их маркой.
– На недавнем совещании, состоявшемся в администрации Богородского городского округа, заместитель председателя правительства Московской области Вадим Хромов обещал помощь бизнесу в решении задач любой сложности. А ваше предприятие ощущает поддержку властных структур?
– Правительство Московской области чётко стоит на стороне бизнеса. Нам, к примеру, помогли решить возникшие проблемы с Газпромом, касающиеся ценовой политики. Не все вопросы в компетенции области. Так случилось с изменением в законодательстве о санитарно-защитных зонах. Когда мы начинали строить вторую очередь завода, были одни нормы, а на момент ввода в эксплуатацию – другие. Наш проект только очереди на согласование ждал полгода: закон вышел, а служб, которые должны его реализовывать, не оказалось. В целом же мы потеряли год.
К счастью, в Ногинском районе, а теперь и Богородском округе отношение к предпринимателям очень лояльное: помогают, ничего не требуя взамен. Помощь, особенно начинающим, вести самостоятельный бизнес, конечно, нужна. Но мой совет тем, кто делает первые шаги в этой непростой сфере: не ждите, что вам кто-то преподнесёт на блюдечке готовые решения. Максимум самостоятельности! Вскоре вы поймёте: главное, чтобы тебе не мешали! А уж если помогут, спасибо большое!

–Вы уверенно чувствуете себя на российском рынке. А на экспорт вы работаете?
– В прошлом году объём экспорта составил 300 млн рублей, и он постоянно растёт. Главные потребители нашей продукции – Казахстан, Белоруссия, Армения. С недавнего времени – Узбекистан и Азербайджан.
– Всё-таки постоянно держать марку фирмы сложно. Столько факторов, не зависящих от самого производителя! К примеру, качество сырья. Входящий контроль осуществляется в лаборатории. Но кроме образцов сырья, здесь мы увидели продукцию конкурентов. Что она тут делает?
– Мы прекрасно знаем, что сырьё даже известных фирм не бывает одинаковым. В лаборатории надо «отловить» отклонение в параметрах, чтобы технологи могли вовремя «подкрутить процесс» и в конечном итоге вышел качественный продукт.
Что касается продукции конкурентов, она здесь для сравнения с нашей. Специалисты, проверяя чужие образцы полиуретановой монтажной пены, выдают заключение по всем параметрам. Свои образцы они проверяются с не меньшим пристрастием. В помощь им – высокоточное оборудование.
– Вы начинали с выпуска одного продукта – очистителя карбюратора, не имея собственных производственных площадей. Теперь у вас большая компания, миллионные обороты. Скажите, на чём вы сейчас сосредотачиваете усилия?
– Когда ты занимаешься каким-то делом, всерьёз перед тобой открывается море возможностей. Самый дефицитный ресурс для нас сейчас – время и люди. Найти людей, с которыми можно открыть новое направление, которые могли мы генерировать идеи, очень сложно. Но именно это путь к динамичному развитию и успеху.
– Успехов вам в развитии и совершенствовании кластера аэрозольной продукции!
Фото Дениса Паунина.