Александр Гаврилов: «Иметь в России производство выгодно и рентабельно»

В 2000 году на окраине города Электроугли развернулось строительство завода «Эльф Филлинг» по производству автохимии и автокосметики под брендом «KUDO». Три молодых бизнесмена решили начать выпуск отечественной продукции на собственном производстве. Это было время, когда из-за рубежа массово завозились подержанные машины. Для их содержания и обслуживания предназначалась продукция нового предприятия. В смелых мечтах предпринимателей – наладить производство 100 тысяч баллонов в месяц. Мечты не просто сбылись. В 2019 году, в высокий сезон, было выпущено 4,5 млн баллонов. Что стоит за этим, на первый взгляд, сказочным прорывом? Журнал «Деловой округ. Восток» попытался найти ответ у одного из руководителей группы компаний «Русские технические аэрозоли» Александра Александровича ГАВРИЛОВА. Беседу с ним мы предлагаем нашим читателям.

– Александр Александрович, многие откладывают открытие своего дела до лучших времён, когда положение в экономике страны будет более ста­бильным. Вы же рискнули заняться бизнесом на смене эпох. Вас не пу­гала неизвестность?

– Мы были молоды, и, конечно же, определённый авантюризм, присущий возрасту, сыграл свою роль. Но это не было безрассудством. У меня и моих партнёров за плечами было МВТ У имени Баумана. Я по специальности программист систем автоматизирован­ного проектирования. Второе образо­вание получил в Академии внешней торговли. Начинал работать в фирме, которая возила из США автохимию. В 1998 году мы с партнёрами решили са­мостоятельно заняться импортом этой продукции. Академическое образо­вание, небольшой практический опыт, изучение отечественного и западного рынков помогли нам сделать первые шаги. Но случился кризис, и мы «с раз­маху» на него напоролись. Но не сло­мались. Кризис подтолкнул к идее ор­ганизовать собственное производство. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, насколько всё было зыбко и риско­ванно. Но тогда засучив рукава мы ра­ботали и работали. И только лет через 10 увидели реальные плоды своих трудов. Мы стали каждые два года удваивать наш оборот. Сейчас немного посложнее – удвоение происходит раз в три года. Некоторые направления на рынке уже плотно заняты, приходится искать те, по которым можно ещё расти. Учитывая, что российский рынок во многих от­раслях стагнирует, задача непростая.

– Вы говорите о поисках направ­лений роста в очередной кризисный период. И каковы же результаты этих поисков?

– Приведу в общем-то парадок­сальный пример. Лет семь назад мы ре­шили выйти на рынок монтажной пены, рассчитывая, что он будет расти. А он, начиная с 2013 года, начал падать. На сегодняшний момент уменьшился в два раза. Но мы с этого рынка не ушли, а продолжаем увеличивать продажи, вы­тесняя импортные марки. Политика им­портозамещения, провозглашённая на федеральном уровне, сыграла положи­тельную роль. Но главное, наверное, то, что мы предлагаем потребителю мон­тажную пену, превосходящую по каче­ству импортные аналоги.

– Компания «Российские техниче­ские аэрозоли» уверенно завоевала отечественный рынок, потеснив ино­странные фирмы. Нет у вас конку­рентов и среди отечественных произ­водителей. За счёт чего достигнут такой результат?

– Наши принципы: использовать самое современное оборудование и новейшие технологии. При этом безо­пасность труда – на первом месте! У нас опасное производство: работа с очищенным газом, не имеющим за­паха. Это заставляет быть предельно собранными, соблюдать технику без­опасности безоговорочно. Кстати, обе­спечение хранения газа и его техноло­гического использования – самые за­тратные части производства аэрозолей.

Это, что касается технической сто­роны процесса. Но, как известно, тех­ника сама не работает. Главное – люди. Их отношение к делу. Когда мы открыли в Электроуглях завод «Эльф Филлинг», наше дочернее предприятие, то первое время половина персонала ходила в курилку. Сейчас курящих единицы. Средняя зарплата по заводу 60 тысяч рублей. Самая низкая на упаковке – около 25 тысяч. К зарплате можно за­работать премию до 100%. И это не де­кларация! Мы посчитали: в среднем по году премия получается 70%. Поэтому никто лишний раз не хочет отвлекаться. Мало того, рацпредложения – не ред­кость. Мы сознательно не используем дешёвую иностранную рабочую силу. На заводе в основном работают люди из близлежащих городов и посёлков. Они проходят специальное обучение. Текучесть кадров у нас минимальная. И что особенно ценно: весь персонал работает на конечный результат, видя, что от него зависит личная зарплата.

– Александр Александрович, над каждым рабочим местом висят дис­плеи. На них все текущие показатели работы персонала: название продукта, сколько сделано с начала смены, какое количество баллонов проходит в ми­нуту и прочее. Это для рабочих или для руководителей?

– Поскольку дисплей расположен так, что виден с любой точки, он – по­мощник в работе для всех. Это и са­моконтроль, и общий технологический контроль на протяжении всей рабочей смены. Удобно и эффективно. Вы обра­тили внимание, что у нас преобладают автоматические линии. Да и большин­ство процессов автоматизировано, в том числе установка распылительной го­ловки, колпачка на баллон. Контроль ка­чества тоже отдан технике. Если баллон не соответствует заданным параме­трам, он выбрасывается с линии. Три подряд выброса – сигнал к остановке линии и необходимости подключения к работе механиков.

– Что сразу бросается в глаза, когда попадаешь на «Эльф Филлинг», – вы­сокая культура производства. Всё, что называется с иголочки, начиная с раз­метки по все дворовой территории и кончая внешним видом рабочих. Ни­какой суеты! И в то же время всё ди­намично: разливается продукция, ком­плектуются баллоны, пакуются, пере­возятся карами для дальнейшей транс­портировки. На ваш взгляд, каковы перспективы развития с точки зрения организации производства?

– Сейчас мы выпускаем объёмы, многократно превышающие те, для ко­торых завод строился. Частично за счёт использования современного обору­дования нам удалось «уплотниться». Мы расширили территорию, купив не­большой участок земли по соседству, но этого, явно, мало. Сейчас заканчива­ется строительство второй очереди за­вода на территории бывшего Кудинов­ского завода керамических изделий. Это примерно в километре от «Эльф Филлинг».

Как я уже упоминал, на оборудо­вании мы никогда не экономили. К при­меру, установка, надевающая колпачки на баллоны, стоит 100 тысяч евро. Но представьте человека, всю смену вы­полняющего эту монотонную работу! Согласиться можно только от безысход­ности. Да и то, надолго ли хватит сил? Человеческий потенциал надо использо­вать разумно. Мы стараемся это делать по максимуму. Вот и на новой очереди завода будет всё самое современное, высокопроизводительное и безопасное в эксплуатации.

Вы видели наш склад комплекту­ющих. Его вместимость 800 тысяч бал­лонов. Он обновляется несколько раз в месяц, но объёмов катастрофически не хватает. Раньше мы завозили баллоны из-за границы. Потом наши поставщики открыли производство в России: в Пи­тере и Вязьме. Сейчас один из постав­щиков покупает участок земли рядом с нашей новой площадкой и в течение двух лет собирается начать выпуск бал­лонов. Такое соседство выгодно и нам, и ему.

– Налицо начало формирования кластера?

– По сути в Богородском городском округе он уже сформирован: кластер аэрозольной продукции. «Эльф Филлинг» – самый крупный производитель аэро­золей. Занимаются здесь выпуском аэрозолей Henkel и ещё три мелких про­изводителя. К этому надо добавить наш дочерний завод, который делает для баллонов пластмассовые детали. Нема­ловажно, что неподалёку, в Киржаче, на­ходится поставщик очищенного газа, в Старой Купавне – база химсырья. Судя по всему, скоро и баллоны будут выпу­скаться на территории округа. А ещё на территорию Богородского округа сейчас «заходит» крупнейший производитель монтажной пены – компания SOUDAL. Вместе с ней мы можем полностью обе­спечить российский рынок полиурета­новой аэрозольной пеной.

– Кроме объёма производства, что ещё характеризует самого крупного производителя аэрозолей?

– Несомненно, это ассортимент. Сейчас мы производим 10 тысяч наименований продукции, около 70% под брендом «KUDO». Мы – локальный про­изводитель. Быстро реагируем на ры­ночный спрос. Возникла потребность – мы тут же её удовлетворяем. Товар из Китая придёт через 3 месяца, а мы выпустим его на рынок через неделю.

Я считаю, что иметь производство в России выгодно и рентабельно, только делать это надо грамотно. В нашей стране, кстати, не самые большие на­логи. Надо отдать должное нынешнему главе правительства РФ господину Ми­шустину, в недавнем прошлом возглав­лявшему налоговое ведомство: подход к налогоплательщикам дифференциро­ванный. Чётко отслеживается испол­нительская дисциплина. И если, как в нашем случае, предприятие не допу­скает нарушений, его не дёргают лиш­ними проверками. Можно так сформу­лировать наше взаимоотношение с на­логовой службой: мы честно платим на­логи, а фискальное ведомство честно нас не трогает.

– Под брендом «KUDO» – сотни наименований автокосметики, декора­тивных аэрозольных лакокрасочных материалов, монтажной пены, силико­новых и акриловых герметиков и мно­жество сопутствующей продукции. Но всё это, как вы сказали, 70 процентов

объёмов, а что составляет оставшиеся 30%?

– Мы выпускаем продукцию под мар­ками заказчиков. Есть международные бренды, есть отечественные. Это сви­детельство доверия нашему произ­водству. Недавно мы начали сотрудни­чество с «Леруа Мерлен», выпускаем аэрозольную краску под их маркой.

– На недавнем совещании, состояв­шемся в администрации Богородского городского округа, заместитель предсе­дателя правительства Московской об­ласти Вадим Хромов обещал помощь бизнесу в решении задач любой слож­ности. А ваше предприятие ощущает поддержку властных структур?

– Правительство Московской об­ласти чётко стоит на стороне бизнеса. Нам, к примеру, помогли решить воз­никшие проблемы с Газпромом, каса­ющиеся ценовой политики. Не все во­просы в компетенции области. Так слу­чилось с изменением в законодатель­стве о санитарно-защитных зонах. Когда мы начинали строить вторую очередь завода, были одни нормы, а на момент ввода в эксплуатацию – другие. Наш проект только очереди на согласование ждал полгода: закон вышел, а служб, ко­торые должны его реализовывать, не оказалось. В целом же мы потеряли год.

К счастью, в Ногинском районе, а те­перь и Богородском округе отношение к предпринимателям очень лояльное: по­могают, ничего не требуя взамен. По­мощь, особенно начинающим, вести са­мостоятельный бизнес, конечно, нужна. Но мой совет тем, кто делает первые шаги в этой непростой сфере: не ждите, что вам кто-то преподнесёт на блюдечке готовые решения. Максимум самостоя­тельности! Вскоре вы поймёте: главное, чтобы тебе не мешали! А уж если по­могут, спасибо большое!

–Вы уверенно чувствуете себя на российском рынке. А на экспорт вы работаете?

– В прошлом году объём экспорта со­ставил 300 млн рублей, и он постоянно растёт. Главные потребители нашей про­дукции – Казахстан, Белоруссия, Ар­мения. С недавнего времени – Узбеки­стан и Азербайджан.

– Всё-таки постоянно держать марку фирмы сложно. Столько фак­торов, не зависящих от самого произ­водителя! К примеру, качество сырья. Входящий контроль осуществляется в лаборатории. Но кроме образцов сырья, здесь мы увидели продукцию конкурентов. Что она тут делает?

– Мы прекрасно знаем, что сырьё даже известных фирм не бывает одина­ковым. В лаборатории надо «отловить» отклонение в параметрах, чтобы техно­логи могли вовремя «подкрутить про­цесс» и в конечном итоге вышел каче­ственный продукт.

Что касается продукции конкурентов, она здесь для сравнения с нашей. Спе­циалисты, проверяя чужие образцы полиуретановой монтажной пены, вы­дают заключение по всем параметрам. Свои образцы они проверяются с не меньшим пристрастием. В помощь им – высокоточное оборудование.

– Вы начинали с выпуска одного продукта – очистителя карбюратора, не имея собственных производственных площадей. Теперь у вас большая ком­пания, миллионные обороты. Скажите, на чём вы сейчас сосредотачиваете усилия?

– Когда ты занимаешься каким-то делом, всерьёз перед тобой открыва­ется море возможностей. Самый дефи­цитный ресурс для нас сейчас – время и люди. Найти людей, с которыми можно открыть новое направление, которые могли мы генерировать идеи, очень сложно. Но именно это путь к динамич­ному развитию и успеху.

– Успехов вам в развитии и совер­шенствовании кластера аэрозольной продукции!

Фото Дениса Паунина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *