Музыкант как профессия. Исповедь тромбониста

Да понятно, что ты музыкант, а профессия-то у тебя какая?»

Эта фраза принадлежит не одному конкретному человеку. С таким вопросом от людей, далёких от му­зыки, сталкиваются многие музыканты- профессионалы. И дело даже не в том, что люди в большинстве своём не пони­мают специфики работы творческого че­ловека, а в том, что у многих в голове не укладывается, как музыкант может офи­циально работать по специальности и по­лучать деньги только за то, что он играет. Музыкант в представлении таких людей – нахлебник, паразит, бесполезный эле­мент системы.

Борис Пронин, выпускник МГИК (бывш. МГУКИ), вы­пускник аспирантуры МГИК, автор учебного пособия «Методика формирования исполнительского аппарата тромбониста»

Итак, дипломированные музыканты. Как долго учатся, где работают, сколько получают, а также какой инструмент вы­брать и с чего начать молодому специа­листу? Постараюсь коротко и ёмко отве­тить на эти вопросы.

Я в музыкальную школу попал слу­чайно и поздно. Мне было тогда уже 13 лет. Учился я тогда в 9-м, выпускном, классе школы (попал под реформу, когда 4 класс отсутствовал). В 10–11 классы идти тогда планировал, но потом планы изменились. Отучившись год в ДМШ по ускоренной программе, я поступил в Му­зыкальный колледж имени А.Н. Скрябина в Электростали. Поступил, несмотря на то, что очень плохо играл и путался в нотах. Духовиков тогда было мало, и брали даже тех, кто вообще до этого по музыке нигде не учился. Инструмента у меня своего не было, а тем тромбоном, который мне вы­дали в школе, можно было только гвозди забивать, что, судя по всему, и делали с

ним до меня. Другого объяснения его со­стояния я найти не могу. Глубокие вмя­тины, не пропускающие воздух там, где надо, а также дыра, пропускающая воздух там, где не надо, – это вкратце о том, что из себя представляла та пародия на тромбон, из которой я пытался извле­кать звуки в течение года.

В колледже я навёрстывал то, что не успел изучить в музыкальной школе. После окончания учёбы я поступил в Мо­сковский государственный университет культуры и искусств (сейчас это Москов­ский государственный институт культуры) в 2007 году на заочное отделение. Мне повезло, ведь тогда помимо того, что это был специалитет, бюджетных мест хва­тало на всех. Через два года после окон­чания университета я поступил туда же в аспирантуру, но уже на платное отде­ление, так как бюджета на наш поток не выделили совсем. Окончил аспирантуру я в 2018 году, а сейчас, на момент на­писания этой статьи, готовлюсь к защите кандидатской диссертации.

С приходом Болонской системы обра­зования срок обучения увеличился. Му­зыкальная школа – от 5 до 7 лет, музы­кальный колледж – 4 года, бакалавриат – 5 лет, магистратура – 3 года, аспирантура вуза – 3–4 года.

Самое сложное для музыканта – устро­иться на первую работу. Дальше проще, поскольку появляются связи, стаж и опыт работы. Но в начале своей карьеры му­зыкант устраивается по сути «с улицы», и далеко не везде такого исполнителя будут рады принять. Конечно, если он играет идеально, то ради него могут сделать ис­ключение почти везде, но рядовым ис­полнителям приходится изрядно побегать в поисках хоть какой-нибудь работы, по­этому начинающему специалисту в этой области не стоит брезговать даже низко- оплачиваемой работой, если она будет по специальности, иначе он разучится играть.

Здесь очень важно то, на чём человек играет. Каждый инструмент по-своему хорош, но реалии таковы, что количество рабочих мест для всех разное. Привожу собственный рейтинг востребованности профессий по убыванию:

1. Духовики и ударники,

2. Вокалисты,

3. Все остальные.

В первую очередь хочу отметить, что не все духовики одинаково востребо­ваны. Вот список инструментов, играя на которых, без работы остаться прак­тически невозможно (информация акту­альна для Москвы и области): саксофоны, трубы, тромбоны, эуфониумы (баритоны), тубы. А вот список инструментов, которые нужны далеко не везде: валторны, клар­неты, флейты. И наконец, инструменты, играя на которых очень сложно найти ра­боту: гобой и фагот.

К сожалению, в современных реалиях ситуация именно такая. Остальные му­зыканты либо умудряются каким-то об­разом найти работу по специальности, либо идут работать не по специальности. Также ситуация с трудоустройством для музыкантов усложняется из года в год. Это связано с тем, что хорошие места бы­стро занимают и новым духовикам при­ходится искать хоть какие-нибудь сво­бодные ставки.

Довольно прибыльный вариант для музыканта – играть у какого-нибудь из­вестного исполнителя, но суммы в этом случае у каждого всегда индивидуальные.

Где работает бóльшая часть испол­нителей на духовых инструментах? В основном это муниципальные и военные оркестры. Именно благодаря их суще­ствованию хотя бы у духовиков есть ра­бота. Гораздо меньше шансов попасть в такой оркестр человеку, играющему не на духовом инструменте, хотя во многие по­добные места берут также клавишников, гитаристов и басистов. Барабанщики тре­буются везде.

Альтернатива такой работе – препода­вание в музыкальных школах, колледжах и институтах. Многие совмещают не­сколько учебных заведений, несколько оркестров или всё вместе.

Ещё одна возможная альтернатива – устроиться менеджером по продажам в магазин музыкальных инструментов.

Также в Москве есть полуофициальный вариант подработки для музыкантов, ко­торым очень нужны деньги, – участие в программе фестиваля «Уличный артист». Можно забронировать одно из предло­женных мест у метро и играть там «на чемодан», но в этом случае рассчиты­вать на какую-то определённую сумму не стоит. Вообще подработка для музы­кантов, играющих на популярных инстру­ментах, может быть разной: это и участие сессионно в каких-либо выступлениях, и студийная работа, и игра в составе «одно­разовых» ансамблей и оркестров, созда­ющихся ради одного или нескольких ме­роприятий.

Что касается зарплат, тут можно ска­зать только одно – по сравнению с не­квалифицированными специалистами, работающими за копейки 24/7, поло­жение музыкантов, устроившихся на по­стоянную работу даже при минимальной зарплате, будет существенно лучше – либо больше денег, либо свободнее график. Но если сравнивать с высоко- оплачиваемыми профессиями, то, разу­меется, программистами быть выгоднее.

Вывод – музыканты могут работать по специальности, но не всем и не везде это удаётся. Учиться долго, деньги не­большие, зато мешки грузить не надо. Дальше думайте сами. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *