«Здесь русский дух…»

Заслуженная художница России Марина Орлова в 2019 была удостоена сти­пендии губернатора Мо­сковской области, уста­новленной в качестве по­ощрения для выдающихся деятелей культуры и ис­кусства. Предложенный ею проект «Сохранение традиций народных про­мыслов и ремёсел как основы российской куль­туры» вошёл в пятёрку лучших среди 80 соиска­телей.

Наталья НАГОГА

В рамках этого проекта родился триптих «Истоки». Презентация ра­боты состоялась в ногинском Доме художника.

Марина Орлова, рассказывая об истории создания работы, отметила, что сбор материалов не составил особого труда. Темой народных промыслов, на­родными традициями она интересуется давно, и в её «творческом портфеле» много материалов на эту тему. Самое главное было понять, как объединить ра­боты, разные по технике, стилю, мироощу­щению. Как подать эти шедевры народных мастеров, не копируя их, но сохранив ду­ховное начало.

Марина Эдмундовна взяла за основу несколько народных промыслов: дымков­скую и филимоновскую игрушки, роспись по дереву, бытовавшую в северных обла­стях России, и ткачество Архангельской и Вологодской областей. Конечно, искать до­подлинное воспроизведение каких-либо деталей бессмысленно. Художник пропу­скает через свой творческий фильтр уви­денное в музеях, на выставках, в дере­венских избах.

И тут будет уместно привести слова док­тора искусствоведения Валерия Малолет­кова, который так говорит о работах Ма­рины Орловой: «Мастер умело использует свою любимую колористическую гамму, выстраивает на плоскости своё пони­мание пространства, то есть говорит на собственном художественном языке, не взятом «напрокат» у коллег по цеху».

Применительно к «Истокам» колори­стическая гамма была, конечно, истори­чески задана. Но и тут без авторских от­ступлений не обошлось, но очень тонкая и бережная стилизация только добавила достоверности изображению.

Триптих «Истоки» – батик. Это яркая, сочная, очень трудоёмкая роспись по ткани.

В ногинском Доме художника на первом показе собрались как иску­шённые зрители, так и те, кто изредка за­глядывает в выставочные залы. Вопросы поэтому были самые разнообразные: в чём особенности техники росписи по ткани, как рождался замысел, где ещё будет экспонироваться работа…

Три полотна смотрятся единым произ­ведением, притом, что на них изображено множество предметов. Тканые дорожки увязали в одно целое несколько народных промыслов, представили их культурным достоянием нации. Наверное, рождение и воплощение замысла словами не пере­сказать. Но возвращусь к высказываниям Валерия Малолеткова:

– Творчество Марины Орловой сегодня особенно интересно именно потому, что в нём очень точно сконцентрированы наци­ональный дух, талант, высокое мастерство, чуткое восприятие лучших достижений ми­ровой и отечественной культуры.

Фото Валентины Давиденко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *