Учить могу – учиться не обязан

Ни для кого не секрет, что любая профессия кроме первоначальных навыков требует постоянного развития в дальнейшем – как в теории, так и на практике. Необходимы регулярные занятия для оттачивания мастерства. И вот здесь в игру вступает тренер – специалист в определённой области знаний, умений и навыков, который руководит тренировками других…

Алла ДЭЙМОС

Например, сейчас весьма популярны бизнес-тренеры, фитнес-тренеры и даже тренеры личностного роста. У таких профессий много аналогичных на­званий: тут вам и коуч на иностранный манер, и тренер по продукту или про­дажам, и даже тренер по иностранным языкам, где в угоду моде заменено столь родное нам слово «учитель», – вариантов масса. Зачастую профессионалами эти люди оказываются только на словах, хотя есть и такие, кто действительно является мастерами своего дела. Но речь пойдёт именно о первой упомянутой категории.

Несколько лет назад я была моложе и наивней, поэтому считала работу в офисе пределом мечтаний. В то время я труди­лась в должности специалиста по корпо­ративным продажам в банке и планы вы­полняла в основном по количеству выпи­того кофе в день. Необходимо было устра­ивать презентации по кредитным про­дуктам в организациях-партнёрах банка

и, собственно, эти самые кредитные про­дукты оформлять. Следовательно, на вы­соте должно было быть множество необ­ходимых навыков, начиная от презента­бельного внешнего вида и заканчивая умением не терять серьёзного выра­жения лица даже при самых обескура­живающих вопросах. Характер работы разъездной: в день требовалось посетить несколько организаций или непосред­ственно клиентов. Планы назначались высокие, и не всегда удавалось их выпол­нять. Высшее руководство, по понятным причинам, это «не всегда» не устраи­вало, поэтому начальство решило про­блему просто: в штат был принят новый сотрудник на должность тренера по про­дажам. Это был холёный паренёк моего возраста, но явно не с моим окладом: об этом говорили его чуть более довольный вид и достоверные источники в курилке. Его должность подразумевала простую схему: нужно было разъезжать с менед­жерами по назначенным встречам, на­блюдать за их работой, чтобы в даль­нейшем, проанализировав полученную информацию, находить слабые места и помогать устранять их, улучшать необхо­димые навыки, а также мотивировать на лучшие результаты работы.

Наш тренер создавал планы, схемы и списки. Он рисовал их от руки на ват­мане, печатал на клавиатуре в тек­стовых редакторах и даже набрасывал на листочках из рабочего ежедневника и стикерах, а возможно, даже на обоях в своём доме. Это важное занятие по­глощало почти всё его рабочее время, поэтому «в полях» (выезды с другими со­трудниками) его видели редко. Поначалу я ждала, что в этих своих трудах он рас­кроет нам секреты успешных продаж, даст «ключи» для выполнения планов и научит различным премудростям и тон­костям нашей работы. Но, увы! Вся ин­формация, излагаемая им на тренингах, укладывалась в одно понятие: работайте лучше, чем сейчас, и будете получать свою зарплату. А как именно работать лучше, что поменять, что усовершен­ствовать в своих действиях – он пове­дать не мог, а может, и не хотел. Как бы то ни было, все эти схемы и планы, все эти списки повторяли одну и ту же ин­формацию из первых страниц интернет- поисковиков. Информацию, которую нам давно уже преподнесли при на­чальном обучении и которую регулярно повторяли наши начальники.

Лекцию, проведённую нашим тре­нером о возможностях карьерного роста в компании, я пропустила из-за оче­редной рабочей встречи, но он заботливо отправил мне на электронную почту соб­ственноручно созданную презентацию с человечками и лестничными ступенями. Состояла она из нескольких слайдов, на которых человечек моей должности сквозь длинные вереницы требований делал шаг на следующую малозначимую во всей иерархии компании ступень. На этом моя лестница заканчивалась.

Эта презентация нехило так замоти­вировала меня присмотреться к воз­можным альтернативам моего професси­онального будущего с более интересными вариантами развития событий.

Следует упомянуть, что кроме обу­чения азам при приёме на эту работу, в течение года я побывала на множестве корпоративных тренингов, организо­ванных учебным центром компании. Там нам в лекционной и игровых формах рас­сказывали о самых распространённых нюансах работы. Списков было мало, мо­делированных рабочих ситуаций – много. Моя память до сих пор хранит многие из них, но из всех трудов нашего новоиспе­чённого тренера отдела я помню лишь на­звание платных курсов, которые он про­ходил для подкрепления своей должности, и человечка из стандартного рисунка- шаблона с парой ступенек лестницы. Во время обучения в банковской сфере я видела воодушевлённых и уставших, окрылённых и обозлённых, заинтересо­ванных и безразличных, испуганных и блистающих – список можно продолжать и продолжать – тренеров разных направ­лений. И всё сводилось к одному: кто-то из тех людей просто был не на своём месте. Но было бы глупо утверждать, что это от­носится только к этой профессии…

Карьера в банке у меня не сложилась, ибо и я была там не на своём месте. Мне повезло довольно быстро это понять. С тех пор моя трудовая книжка от различных записей знатно растолстела. Но я бла­годарна тому периоду за приятные и не очень знакомства, за весьма полезный жизненный опыт. Ведь идеальная про­фессия – та, которая совпадает с при­званием (и достойной оплатой, конечно же). К сожалению, такое встречается весьма редко. Бывает так, что человек ещё в раннем возрасте загорается вдох­новением именно в той сфере, что явля­ется его счастливым направлением реа­лизации… Такое совпадение – великая удача. Зачастую, чтобы найти нужный путь, уходит немало времени и сил. Но, поверьте, оно того стоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *